Автолюбители в Большом Камне, как выясняется, не знают основных правил ПДД. В этой рубрике мы будем рассматривать наиболее частые ошибки, которые могут привести к ДТП.

Первая проблема, которая попалась мне на глаза — это включение левого поворотника на перекрестках с круговым движением. Правила регламентируют использование только правого поворотника. Почему? Давайте разберём подробно.

Законодательство должно строиться таким образом, чтобы исключались возможности двойного трактования. Однако реалии таковы, что при движении по перекресткам с круговым движением (кольцам) одни включают левый поворот, другие — правый, третьи вообще указателями не пользуются.

Если по прочтении статьи возникнут возражения, то хотелось бы, чтобы они были мотивированны и поддерживались фактами и обязательно со ссылками на пункты правил и т.д. Утверждения «Меня так в автошколе учили, я все знаю!» не корректны, так как изменения в ПДД вносятся ежегодно. Меня тоже учили практически 10 лет назад, однако в этом году я захотела открыть еще одну категорию и вновь пошла учиться на права. Повторить ПДД и узнать много нового оказалось очень полезно. По крайней мере мне эта тема близка, и я в ней хорошо разбираюсь.

Итак, кольцо. Хотя мне больше нравится название «перекресток с круговым движением», т.к. в самом термине содержится указание на 13 раздел ПДД, который отвечает за проезд перекрестков. Плюс, поскольку мы двигаемся, меняем свое местоположение, то необходимо помнить и 8 раздел правил.

При проезде перекрестка, где организовано круговое движение, необходимо выделить три основных момента:

  1. Въезд на перекресток;
  2. Движение по перекрестку;
  3. Съезд с перекрестка.

Итак, мы въезжаем на кольцо. Пункт 8.5 ПДД говорит о том, что перед поворотом необходимо занять соответствующее крайнее положение, кроме случаев, когда осуществляется поворот на перекресток, где организовано круговое движение. Таким образом, делаем вывод о том, что для въезда можно занять любую полосу (учитывая ограничения, накладываемые п. 9.4 ПДД).

Какой же указатель поворота необходимо включать, и надо ли вообще им пользоваться?

Предписывающий знак 4.3 говорит, что двигаться разрешено только и исключительно в направлении стрелок на знаке, т.е. против часовой стрелки — и никак иначе. Движение «по часовой» образует сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.15 ч. 4, что влечет лишение водительского удостоверения.

Таким образом, въезжая на перекресток, где организовано круговое движение, можно совершить лишь правый поворот — другие траектории исключены. В силу пункта 8.1 ПДД водитель обязан перед поворотом подавать сигналы соответствующего направления. Следовательно, несмотря на тот факт, что, въезжая, совершаем исключительно правый поворот (другие маневры невозможны), мы обязаны включить правый указатель поворота. В зависимости от того, к какому типу перекресток относится, применяем те или иные пункты правил. А именно:

- регулируемый перекресток — двигаемся исходя из сигналов светофора или регулировщика (в Большом Камне регулировщиков я не встречала);

- нерегулируемый перекресток равнозначных дорог — въезжающий транспорт пользуется преимущественным правом на движение относительно транспорта, двигающегося по кольцу;

- нерегулируемый перекресток неравнозначных дорог — двигаемся исходя из требований знаков приоритета. Если перед въездом установлен знак 2.4 (уступи дорогу) или 2.5 (движение без остановки запрещено), то водитель, находящийся на кольце, пользуется преимуществом в движении.

Хотелось бы напомнить один момент: требование «уступи дорогу» означает, что транспорт, пользующийся преимуществом в движении, не должен изменять направление или скорость. Часто можно наблюдать водителей, двигающихся по принципу «я же за знак уже въехал» и вынуждающих тех, кто двигается по кольцу, прибегать к торможению. При скорости в 60 км/ч автомобиль за секунду проезжает 15 метров. Учитывайте это, «вываливаясь» за 10 метров до приближающего транспорта на скорости гораздо меньшей.

Далее разберем движение по самому кольцу. Часто можно наблюдать водителей, использующих ЛЕВЫЙ указатель поворота. Разберем что такое поворот. К сожалению, ПДД не содержит формулировки понятия «поворот», но учитывая тот факт, что в Российской Федерации официальный язык русский, обратимся к С.И. Ожегову, который трактует поворот, как «место, где поворачивают» (изменяют движение). Применительно к правилам, учитывая, что дороги на перекрестках пересекаются, начинаются, заканчиваются, можно сделать вывод о том, что поворот — это съезд на другую дорогу (или прилегающую территорию). Учитывая это, сразу становится понятным, почему никто не пользуется указателями на закруглениях дороги, помеченных знаками 1.11 (опасный поворот) или 1.12 (опасные повороты). Таким образом, на круговом движении у нас всего две возможные траектории движения:

- по кругу, в направлении стрелок на знаке 4.3 (круговое движение);

- покинуть кольцо, совершив ПРАВЫЙ поворот.

Следовательно, если двигаемся по перекрестку с круговым движением без изменения полосы движения, указатели поворотов не включаем вообще. Если все же решили полосу движения сменить, то необходимо включить указатель соответствующего направления. И маневр перестроения должен соответствовать требованиям пункта 8.4 ПДД (перестраиваясь, уступи тому, кто двигается попутно без изменения направления движения. Одновременное перестроение — уступи тому, кто справа).

Съезд с кольца осуществляется по общим требованиям правил маневрирования (пп. 8.5, 8.6) — из крайнего ПРАВОГО в крайнее ПРАВОЕ, если знаками 5.15.1 и 5.15.2 (направление движения по полосам) не предусмотрен иной порядок. Следовательно, включаем правый указатель поворота.

В Большом Камне часто можно наблюдать ДТП с участием водителей, съезжающих либо от центра кольца непонятно куда, либо въезжающих на кольцо прямо в движущийся по нему автомобиль. И всегда они пользуются левым сигналом поворотника. Зачем?

Подводя итог всему вышесказанному:

- въезжаем на кольцо — включаем ПРАВЫЙ указатель поворота;

- двигаемся по кольцу — указатель не требуется;

- съезжаем — снова включаем ПРАВЫЙ указатель.

Соблюдая вышеприведенные рекомендации, вы, скорее всего, не станете виновником ДТП. По крайней мере с круговым движением мы сегодня разобрались. В следующей статье разберем другие ошибки автомобилистов в нашем городе и, возможно, мы сможем предотвратить многочисленные аварии.

За рулем сидела и возмущалась Яна Демина.