В эту субботу, 29 июня, российские корабелы будут отмечать свой профессиональный праздник — День кораблестроителя. Для Большого Камня, города, в котором находятся сразу два предприятия, связанных с судоремонтом и судостроением, этот праздник имеет особенное значение. Сложно сказать, сколько людей приехало сюда строить и ремонтировать суда и корабли, связало судьбу со «Звездами» — Дальневосточным заводом и Судостроительным комплексом. Такие специалисты — инженеры, мастера, строители, производственники — есть практически в каждой семье.


Из Санкт-Петербурга в Большой Камень приехал и заместитель главного инженера по технологическому оборудованию ССК «Звезда» Юрий Николаевич Таратонов. За его плечами — полвека в корабле- и судостроении, успешная и плодотворная работа на одном из мощнейших судостроительных заводов страны — «Северной верфи». Но началась история кораблестроителя с фотографии строящегося на заводе корабля, стоящего в лесах, строительных приспособлениях. Желание разобраться, как именно строятся корабли, и определило будущую профессию Юрия Таратонова.
После окончания школы он приехал в Санкт-Петербург, поступил в техническое училище при заводе им. А. А. Жданова (сегодня — судостроительный завод «Северная верфь»). Спустя 10 месяцев, получив профессию «сварщик» и повышенный (третий) разряд, переступил порог заводской проходной — был зачислен в стапельный цех. На заводе тогда строили в основном боевые корабли, но были и гражданские заказы. За трудовые заслуги Юрий Николаевич уже в 24 года получил первый орден — «Знак Почета».
На следующий год после окончания училища Юрий Таратонов поступил на вечернее отделение кораблестроительного института, чтобы совмещать учебу и работу. Во время обучения был призван на срочную службу в Советскую Армию, в танковые войска. Отдав долг Родине, Юрий Таратонов вернулся на завод, продолжил учебу и в 1978 году получил диплом. Далее последовало назначение на должность мастера сборочных работ стапельного цеха. Работа велась в основном на боевых кораблях.
Однако вскоре большой опыт сварщика и знания инженера вновь потребовались на гражданском направлении, и Юрия Николаевича вернули на линию постройки судов — мастером сварщиков.
Приходилось решать самые разные производственные вопросы. Так, во время строительства судна «Тимур Фрунзе» — дедвейт 12 тыс. тонн, тип «Ро-Ро» (суда с горизонтальным способом погрузки, служат для перевозки колесной техники, контейнеров) — было отставание по срокам на 8 месяцев. График наверстывали с помощью организации бригадного подряда, что позволило в течение полутора лет выйти на сдачу двух судов в год — к 1 мая и к 7 ноября.
За должностью мастера сварщиков последовало повышение — назначение старшим мастером сварочного и сборочного участка. Но досконально изу-ченная работа уже не увлекала, и Юрий Таратонов попросил перевода в строители боевых кораблей. Руководство согласилось не сразу — не хотело отпускать опытного работника.
Помог случай: заводу им. Жданова была поручена реставрация легендарного крейсера «Аврора», следовало привести корабль к тому виду, который он имел в 1916 году. Предстоящая работа требовала знаний, нестандартного подхода, и Юрия Николаевича назначили старшим строителем по корпусу.
Стояла задача полностью заменить подводную часть корабля, причем сделать это так, чтобы «Аврора» простояла у причала еще не один десяток, а то и сотню лет. Чертежей крейсера у строителей не было, поэтому тщательно изучали сам корабль. Искали и находили пути решения появляющихся задач. Клёпаный корпус корабля был собран из стали, за годы поражённой язвенной коррозией, забетонирован изнутри, а каждый лист брони оказался неповторимым. Наружная обшивка «Авроры» — покрыта тиковым деревом, листовой медью, обита медными коваными гвоздями. Старые материалы убирали, заменяли соответствующими новыми, придавали «Авроре» её исторический облик. В 1987 году крейсер сдали, торжественно провели по Неве к месту стоянки. За «Аврору» Юрий Николаевич получил второй орден — «Трудового Красного Знамени».
Но сдавали исторический корабль уже без его непосредственного участия — в 1985 году Юрия Таратонова перевели в заместители начальника производственного отдела по судостроению.
В его функциональном подчинении находились корпусо-
обрабатывающий, сборочно-сварочный, стапельный цеха, цех по подготовке к спуску судов, производства электродов, деревообрабатывающий, лесопильный участок завода, инструментальный цех.
Далее была должность заместителя главного инженера по подготовке производства. В 1997 году, когда после перестройки на «Северной верфи» началось возрождаться судостроение, Юрия Николаевича назначили главным инженером. Многое приходилось делать, чтобы верфь снова заработала в полную силу. Так, для начала восстановили разрушающуюся кровлю в цехе.
Такая вот карьерная лестница: сварщик, мастер сварщиков, мастер сборщиков, старший мастер сборщиков и сварщиков, старший строитель отдела строителя, зам. начальника ПДО по судостроению, зам. главного инженера по подготовке производства, главный инженер «Северной верфи». За это время на заводе было сдано полторы сотни кораблей.
Трудовые заслуги Юрия Таратонова отмечали неоднократно: ордена «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени»; звания «Заслуженный машиностроитель РФ», «Почетный гражданин Кировского района Санкт-Петербурга», множество медалей к различным датам, знаки отличия соцсоревнований, медаль ВДНХ за введение бригадного подряда в судостроении, десятки грамот и похвал как от предприятия, так и от других организаций.
Сегодня Юрий Таратонов — заместитель главного инженера по технологическому оборудованию Судостроительного комплекса «Звезда».
«Когда сюда, на ССК «Звезда», начали набирать кадры, пригласили и меня, сказали, что нужен опыт, знания в судостроении, — делится Юрий Николаевич. — Задачу свою так вижу: все наработки по развитию верфи, которые накопились, свести воедино, максимально применить к этому проекту. Не допустить тех ошибок, которые можно было бы совершить».
Задача перед «Звездой» масштабная, «государева», и это интересно — есть, где развернуться мысли, кому передать знания.
Пресс-служба ССК «Звезда».